Несмотря на то, что за последний год в Красноярске было открыто сразу нескольких ТРЦ, по оценкам специалистов, этот рынок в Красноярске заполнен недостаточно.
В 2008 году красноярцы получили уйму дополнительных мест для отдыха и шопинга. Это нашумевшая своими разборками с электричеством и пешеходами «Планета», малозаметная «Евразия» на Оперном и ТЦ «Авеню», расположенный неподалеку от СибГТУ. Также появились «Взлетка-Plaza» и «Махаон».
Уже почти готов к открытию «Июнь», отличившийся промо-акцией с бабочками, и долгострой «Огни» на Белинского. Продолжается строительство «Моста» на набережной возле театра оперы и балета, и, похоже, на долгие годы обосновалась стройка безымянного пока ТРЦ между КИЦем и зданием речного вокзала.
Кроме того, уже сейчас планируется строительство вторых «Огней» на Ястынском поле и еще одного «Июня» на Предмостной площади.
По мнению директора одного из торговых центров Станислава Кошманова, рынок ТРЦ сейчас находится в стадии развития, а сами центры являются одним из показателей цивилизованного общества.
«Мы живем в быстро развивающемся городе и не можем пользоваться рынками типа КрасТЭЦ или мелкими торговыми точками. Однако и торговых центров будет вполне достаточно, когда откроются «Огни» и «Июнь» - после этого строительство новых центров пойдет на спад, станет просто невыгодно их строить. Впрочем, возможно, будут отстраиваться новые точки в микрорайоне Северном, который сейчас активно растет, и в Октябрьском районе, где торговых центров практически нет», - рассказал Станислав Кошманов.
Однако несмотря на то, что правый берег испытывает такой же дефицит торговых центров, по мнению красноярских специалистов, застраиваться он скорее всего не будет. «Построить центр — это не проблема. Проблема в том, чем его заполнить. Необходимо найти магазины, которые бы заняли площадь в 5-10 тысяч квадратных метров, и вряд ли мы сможем найти такие магазины для правого берега. Это связано с тем, что покупательная способность жителей правого берега ниже, чем жителей левобережья», - рассказал Станислав Кошманов.
Он также отметил и то, что большую популярность среди населения имеют торгово-развлекательные комплексы. Именно они, исходя из психологии потребителя, предоставляют людям всю палитру услуг: и кино, и кафе, и уйма маленьких и не очень магазинов.
Проще говоря, утомленные шопингом дамы и господа могут отдохнуть от покупок за чашечкой чая или в кинозале и вновь броситься на штурм магазинов.
Такая политика выгодна не только для покупателей, но и для фирм — владельцев торгово-развлекательных центров. Исходя из результатов исследований рынка, ТРЦ хоть и окупается дольше примерно на 2 года, но стабильнее. Это происходит несмотря на то, что площадь, отведенная на развлечения, является почти убыточной — по крайней мере, если бы там разместились магазины, она принесла бы куда больше денег.
Однако несмотря на предоставляемые удобства, жители города недоумевают: зачем Красноярску нужно столько торгово-развлекательных центров?
Однако не все разделяют эту точку зрения. Например, Мария только рада новым центрам, по ее мнению, это пойдет на пользу простым клиентам: «Во-первых, станет больше мест, куда можно будет ездить закупаться, а во-вторых, - и это главное! — вещи станут дешевле. Это закон конкуренции».
Краевые власти так же настороженно относятся к современным реалиям рынка, как и простое население.
«Вообще ко всевозможным торговым центрам я отношусь с определенной долей настороженности: на мой взгляд, количество ТРЦ переросло все мысленные и немыслимые пределы. К тому же, складывается впечатление, что многие люди ходят туда не купить что-то, а просто поглазеть на товар. И в то же время, множество помещений в центрах стоят пустыми, что говорит об их невостребованности.
Сейчас повлиять на ситуацию с торговыми центрами можно только проведением общественных слушаний, но тем не менее, все принятые решения будут иметь рекомендательный характер.
Я думаю, что упор сейчас надо сделать на строительство жилья — это стратегическая задача. И главным образом — на строительство социального жилья, поскольку эта проблема стоит в Красноярске очень остро», - рассказал депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин.
Однако специалисты уверены, что, несмотря на бум строительства ТРК, рынок еще не насыщен в достаточной мере. По московским меркам, рынок заполнен, если на каждого жителя города приходится 1 квадратный метр торгово-развлекательной площади, но в Красноярске эта составляющая равняется 0,28 квадратных метров.
По этой причине, до отказа забив московский рынок, в регионы стали все чаще заходить столичные фирмы. Такие как «StroinRos Group» («Огни»), «РосЕвроДевелопмент» («Планета»), ГК «Регионы» («Июнь»).
По сравнению с показателем 2007 года, когда общая площадь застройки торговых центров составляла 120 тысяч квадратных метров, площадь ТРК выросла более чем в 2 раза. Теперь она составляет в общем 260 тысяч — и это только та площадь, которая была застроена в 2008 году. В основном, эта цифра приросла стараниями «москвичей».
«Москва сотрудничает с Красноярском потому, что наш рынок гораздо свободнее и по сравнению с Москвой, и по сравнению с Новосибирском. В нашем городе, например, появилась «Планета» общей площадью в 170 тысяч квадратных метров — такое здание нетипично даже для Москвы. По моему мнению, наиболее оптимальная площадь ТРЦ для Красноярска — не более 30 тысяч квадратных метров», - рассказал Станислав Кошманов.
Он также попытался спрогнозировать дальнейшее развитие строительного рынка. По его мнению, следующий «бум» будет связан со строительством бизнес-центров, нехватка которых достаточно остро ощущается в Красноярске.
Если Вы хотите, чтобы Вашей сделкой занимались профессионалы, звоните по тел. 290-44-88, или оставляйте заявку! Мы поможем вам продать или купить квартиру быстро и выгодно!
29.09.2008 13:32:37