Коммерческая недвижимость для продовольственных сетей

По мнению экспертов, в Красноярске продовольственный ритейл за последнее время сократился в физическом объёме примерно на 10-12%. Часть операторов либо остановила своё развитие, либо и вовсе покинула рынок. Фильтр кризиса оказался не страшен только наиболее стабильным компаниям. Генеральный директор сети супермаркетов «Командор» Олег Сипетый считает, что трендом становится укрупнение местных сетей: в перспективе их станет меньше из-за неизбежности слияний друг с другом или поглощений ритейлерами федерального масштаба. Одна из составляющих успеха сегодня — грамотный выбор помещений для супермаркетов.

— Ещё недавно считалось аксиомой, что больше половины коммерческой недвижимости для сети продовольственных магазинов должно быть в собственности владельца. Но когда грянул кризис, оказалось, что легче не покупать помещения, а договариваться с арендодателями, которые с наступлением трудных времён приостановили рост арендной платы или пошли на её снижение. Что касается приобретения недвижимости ритейлерами, то внимание сконцентрировалось на объектах, которые могут генерировать денежный поток. Поэтому интерес владельцев сетей будет направлен на новые большие торговые центры, куда люди ходят как на променад, одновременно закупая всё необходимое. Актуальны, конечно, и привычные покупателю места, где ещё в советские времена располагались популярные гастрономы. Всегда будут в цене и большие коммерческие помещения в густонаселенных массивах.
Если говорить о строящихся объектах, то ритейлеры, как правило, огромное внимание сегодня стали обращать на близость их сдачи и надежность застройщика. К сожалению, многие столкнулись с проблемой «замёрзших» строек, и теперь эта осторожность вполне понятна.
— Какими характеристиками должны обладать помещения, чтобы быть интересными для ритейлеров?
— Это зависит от формата, в котором работает продовольственная сеть. Нас больше всего интересуют помещения для супермаркета площадью 800-000 кв. м, а также формат «у дома» размером 400-500 кв. м. Интерес могут вызвать и уже работающие магазины — в них можно посчитать количество покупателей на единицу времени. У нас есть такая методика: считаем, сколько хлеба продавалось в день. Это и определяет, какая перспектива у магазина. Но, конечно, самое важное условие — чтобы вокруг располагался крупный жилой массив.
А что касается помещений, которые раньше служили для продажи промтоваров, то здесь гораздо сложнее просчитать перспективу. Ведь в них нужно заново создавать поток покупателей, вписывать торговые залы в существующую геометрию. Если раньше цена торговой недвижимости в городе была примерно одинаковой, то сейчас качественные площади, где уже понятен покупательский трафик, стали намного более востребованы, чем, к примеру, непредсказуемые периферийные или недостроенные объекты.
— В каком направлении развивается красноярский ритейл?
— Точно будут развиваться торговые центры. Не перестроенные, а ПРАВИЛЬНЫЕ, построенные «с нуля», комплексные, имеющие инфраструктуру с развлечениями, где можно, совершая покупки, погулять и отдохнуть. Мощное развитие получат магазины в формате «у дома». Эта тенденция прослеживается по всему сибирскому региону. Что касается сетей, я думаю, те, которые сейчас существуют, будут укрупняться. Новые, только начинающие своё развитие на местном рынке игроки не смогут составить серьёзную конкуренцию крупным сетевикам в нынешних условиях. Как говорится, поезд уже ушёл. А вот федералы и крупные транснациональные сети будут наступать. Скорее всего, уже в 2012 году некоторые из них начнут осваивать формат «магазины у дома». Конкуренция усилится. Современные форматы торговли уже сейчас требуют чёткой логистики и серьёзного отношения к входной (закупочной) цене. Из-за обострения соперничества на рынке торговая наценка будет снижаться. И сохранить конкурентоспособность можно будет только при наличии собственных современных распределительных центров и дорогостоящих ИТ-программ. Это слишком дорогое «удовольствие» для отдельно взятой сети местного масштаба. Поэтому будущее — за объединением.

По материалам газеты «АРЕВЕРА-Недвижимость»

Если Вы хотите, чтобы Вашей сделкой занимались профессионалы, звоните по тел. 290-44-88, или ! Мы поможем вам продать или купить квартиру быстро и выгодно!

02.11.2010 07:32:46