Гостиничный бизнес как никакой другой впрямую зависит от развития туризма и международных экономических связей. Однако отелей в России и в особенности в столице катастрофически не хватает, что сдерживает поток туристов. А значит, любая новая гостиница без клиентов не останется. Самое время подключиться к этому доходному бизнесу.
Общеизвестно, что гостиницы экстра-класса в Москве дорогие, а дешевых и средних практически нет. Два года назад столичное правительство одобрило городскую программу развития туризма. По расчетам, к 2010 году Москва будет принимать ежегодно 5 млн иностранных туристов и зарабатывать на этом до $13 млрд в год. Для этого нужно построить гостиницы почти на 50 тыс. мест. Однако без сторонних инвесторов эти планы рискуют остаться на бумаге.
Как правило, доля иностранных клиентов в гостиницах класса четыре-пять звезд составляет 83-90%. Тем не менее результаты 2001 года могут озадачить: доля россиян, пользующихся услугами дорогих отелей, увеличилась вдвое и достигла 22%. Этот показатель может означать и оживление деловой активности отечественных предпринимателей на внутреннем рынке, и возрастающий интерес россиян к внутреннему туризму, подкрепленный платежеспособным спросом. А поскольку стоимость проживания в московских гостиницах составляет от $35 в гостиницах туристского класса до $400 за стандартный номер в гостинице «Балчуг Кемпински Москва», то расширение туристического потока оборачивается весомой прибылью для владельцев гостиниц.
Безусловно, последние годы заставили российский гостиничный бизнес в большей степени ориентироваться на желания постояльцев. Прежний лозунг, который незримо висел над каждой советской гостиницей — «вас много, а я одна», сменился-таки на рыночный девиз «мы дорожим каждым клиентом».
Принципиально ситуация начала меняться уже в 1991 году, когда в Москве стали строиться, реконструироваться и открываться большие и малые, дорогие и не очень, независимые и сетевые гостиницы. Сейчас общее число столичных отелей превышает 220, причем сюда входят и гиганты вроде «Космоса» (1700 номеров), и маленькие гостиницы, где номеров не более десятка. Однако и сегодня нельзя говорить о насыщении рынка гостиничных услуг. Спрос на гостиничные услуги настолько неудовлетворен, что любая гостиница, которая сегодня открывается в Москве, обречена на успех. Примером может служить гостиница «Озерковская». Открывшийся в прошлом году отель недавно отметил свой маленький «юбилей». По словам директора отеля Лидии Коноваловой, основная масса постояльцев — бизнесмены. При этом в гостинице напрочь отсутствуют многие самые необходимые атрибуты отеля, ориентированного на таких клиентов, — здесь нет конференц-зала и комнат для проведения переговоров, отсутствует и выход в интернет. Даже при зашкаливающих тарифах (апартаменты здесь стоят $350 в сутки без завтрака) и более чем скромном питании ($7 за «шведский стол» в буфете со скудным ассортиментом), при отсутствии каких-либо дополнительных услуг и весьма средней подготовке персонала, «Озерковская», по словам директора, загружена в среднем на 60%.
Рост числа туристов, которые хотели бы посетить Москву, в значительной мере сдерживается недостатком номерного фонда. Точнее, апартаменты, за которые нужно ежедневно выкладывать $300 и больше, есть всегда. А вот отелей, рассчитанных на менее состоЯтельную публику, катастрофически не хватает. Тем самым отсекается такой контингент, как молодежь. В европейских странах именно на нее приходится значительная доля туристического потока. Молодые люди мобильны, любят путешествовать большими компаниями, достаточно непритязательны, однако цены в большинстве московских отелей им явно не по карману.
А значит, не обязательно вкладывать деньги в строительство пятизвездного отеля. Западный опыт показал, что стабильный доход приносят и гостиницы для экономных туристов — хостелы. В 60 странах мира их уже более 4,5 тыс., а в России пока считанные единицы.
При такой ненасыщенности рынка столичных туристических услуг соблазнительно вложить деньги в гостиничный бизнес — инвестиции обещают вернуться сторицей. Однако тем, кто берется за это дело впервые, следует помнить, что есть немало подводных камней, способных существенно осложнить реализацию первоначального бизнес-плана. Необходимо решить: строить с нуля или переоборудовать под гостиницу здание какого-нибудь «умершего» учреждения? Ситуация здесь та же, что и на рынке офисной недвижимости: перестраивать дешевле, чем вкладывать деньги в новый отель. Однако многое зависит от конструктивных особенностей здания, в котором расположена гостиница. Например, вариант с переоборудованием советской «коробки» под престижную гостиницу окажется экономически оправданным лишь в том случае, если это не потребует кардинальной перестройки здания. Поэтому инвестору нужно уже на стадии разработки проекта заложить возможность изменить как содержание, так и уровень предоставляемых услуг.
Необходимо также учесть, что современные гостиницы имеют все более отчетливую тенденцию превращаться в полифункциональные комплексы, включающие в себя культурно-развлекательные объекты, выставочные, торговые или бизнес-центры.
Но, судя по всему, направление подобного комплексного предоставления услуг будет все более расширяться, поскольку повышает доходность каждого метра используемой площади.
Так что если вы надумали обзавестись собственным отелем, то лучше поспешить. Россия преодолела последствия кризиса 1998 года. У отечественных бизнесменов вновь появились свободные средства, и они не преминут вложить их в такое доходное дело, как гостиничный бизнес. Однако сливки снимут те, которые придут первыми.
Если Вы хотите, чтобы Вашей сделкой занимались профессионалы, звоните по тел. 290-44-88, или оставляйте заявку! Мы поможем вам продать или купить квартиру быстро и выгодно!
28.09.2007 11:43:52